Сайт использует файлы cookies для правильного отображения элементов. Если вы не выражаете согласия на использование файлов cookie, поменяйте настройки браузера.

Ok
Denis Takács

Свобода словацких СМИ под угрозой?

Согласно Всемирному индексу свободы прессы, который ежегодно публикуют «Репортеры без границ», в 2018 году индекс Словакии существенно снизился по сравнению с результатами предыдущих лет. В 2016 году Словакия была 12-я, в 2017 - заняла 17-е место, сейчас же она находится на 27-й позиции.

На первый взгляд, причины для такого значительного падения очевидны. Прежде всего, убийство журналиста-расследователя Яна Куцяка в феврале 2018 года. Убийство, которое вызвало политическую бурю не только в Словакии, но и на международной арене. Однако проблемы, досаждающие свободе прессы в Словакии, к сожалению, убийством не ограничились.

Одна из проблем — недавние скандалы и вмешательство словацких властей во внутренние дела RTVS — словацкой общественной телерадиокомпании. RTVS, которая работает на деньги налогоплательщиков, много лет сохраняла доверие общества и была достаточно независимой. Однако ситуация стала постепенно меняться после того, как в июне 2017 года парламент Словакии назначил новым генеральным директором общественной телерадиокомпании Ярослава Резника.

Резник, кандидат от правой Словацкой Национальной партии (SNS), сразу же начал назначать старшими редакторами помощников министров и сторонников правящей коалиции. В январе 2018 года он распорядился снять с эфира «Reportéri» («Репортеры») — программу расследований, посвященную текущим событиям. Это случилось после критического репортажа о финансируемой государством культурной организации, тесно связанной с партией, которую представляет Ярослав Резник.
В марте, после убийства Яна Куцяка, журналисты RTVS были шокированы тем, что им запретили носить значки со слоганом «#AllforJan». Такие значки прикрепляли на одежду в знак солидарности с убитым журналистом.

В апреле ситуация накалилась, когда Ольга Бакова, одна из старших редакторов и опытный журналист RTVS, была уволена. Ее пост старшего редактора ликвидировали, а она не согласилась на понижение в должности. Руководство объяснило упразднение необходимостью рационализации в управлении, а также экономией государственных средств. Нарастающая напряженность в компании подтолкнула сотрудников к действию — открытое письмо руководству подписали 59 редакторов, репортеров и журналистов RTVS. В письме критиковалось усиливающееся политическое давление, конфликты интересов и нездоровая обстановка, в которой сотрудники общественных СМИ были вынуждены работать. Кроме того, в письме говорилось, что для журналистов «является неприемлемым, когда руководство настаивает, чтобы репортажи и дискуссии искусственно «разбавлялись» людьми, которые заигрывают с дезинформационными СМИ, не обладают экспертными знаниями в той или области или же имеют политические амбиции».

В ответ руководство RTVS отказалось продлить контракты с четырьмя репортерами, подписавшими обращение. За этим последовала отставка 12 сотрудников и множество других увольнений и понижений. Одной из репортеров — Зузане Ковачич Ганзеловой — было запрещено писать на политические темы после того, как она назвала нынешнюю ситуацию «нормализацией» [«нормализация» в Чехословакии — возвращение к тотальному контролю компартии над политической, экономической и культурной жизнью страны после Пражской весны 1968 г. – ред.]. Хотя позже ей сообщили, что запрет был розыгрышем.

На фоне увольнений руководство RTVS выступило с заявлением. Правда только после того, как общественность и научные круги выразили обеспокоенность по поводу сложившейся ситуации. Представитель RTVS заявил, что нет никаких причин для беспокойства в связи с недавним уходом сотрудников, поскольку это «вполне естественно, когда приходит новое руководство».

Тем не менее Резника пригласили объяснить ситуацию на майском заседании парламентского комитета по СМИ и культуре. Во время своего выступления Резник подчеркнул, что RTVS – независимая и свободная телерадиостанция и отметил, что текучка кадров была даже больше при предыдущих сменах руководства. Кроме того, он добавил: «Если я и нетерпим к чему-либо, то это к слову «нормализация». Я на себе испытал, что такое «нормализация».

Очередным скандал стал в октябре после того, как RTVS ввела новые внутренние правила передачи коротких новостей по радио. Одно из правил гласило, что только TASR (Информационное агентство Словацкой Республики), SITA (Словацкое информационное агентство) и ČTK (Чешское информационное агентство) могут использоваться в качестве источников информации и что журналистам не стоит использовать информацию других, особенно частных, СМИ. В правилах также говорилось, что журналистам следует оставаться в стороне от протестов, собраний и тщательно выбирать пресс-конференции, которые они посещают. Кроме того, репортеры не должны сообщать о законопроектах и поправках, подготовленных оппозиционными парламентариями, если они еще не прошли во второе чтение или не получили оценки от коалиции или министерств.

Возмущенные такими правилами, члены оппозиционных партий назвали ситуацию абсолютным скандалом, обвинив RTVS в цензуре и требуя немедленной отставки Стано Маташовскей — руководителя отдела новостей в общественном радио RTVS, которая была автором документа. RTVS подтвердила его подлинность, однако подчеркнула, что правила были неверно истолкованы и вырваны из контекста, поскольку касались лишь небольшой части новостей, публикуемых RTVS. Тем не менее Стано Маташовска покинула свою должность, сославшись на «давление со стороны некоторых политиков», но все же до сих пор является сотрудником RTVS.

Сейчас многие опасаются, что ужесточение контроля над государственными СМИ может вывести Словакию на такой же далёкий от либерализма путь, на который свернула соседняя Венгрия. Резника также критиковали во время его предыдущей работы на посту генерального директора государственного информационного агентства TASR. Волна критики последовала после того, как он подписал соглашение об обмене информацией с российским информационным агентством «Спутник», которое обвиняют в распространение пропаганды и фейковых новостей. Хотя несмотря на все недавние скандалы, Резник настаивает, что проблема RTVS в том, что компания транслирует только одностороннее «мейнстримное» мнение. Он же считает, что «по-настоящему хорошие СМИ представляют разные (а иногда и абсолютно разные) взгляды, а роль модераторов у них исполняют незаангажированные журналисты. Это то, что я хочу ввести на RTVS», — подчеркивал руководитель телерадиокомпании. Так ли это на самом деле? Пока под большим вопросом. Как бы то ни было, недавние события показывают, что даже массового протеста гражданского общества после смерти Яна Куцяка было недостаточно, чтобы гарантировать свободу прессы в Словакии.

Данная публикация была создана при финансовой поддержке Международного Вишеградского Фонда — www.visegradfund.org

Facebook Comments

***

Редакция «Eastbook RU» может не разделять точку зрения, изложенную в авторском материале.

Главное фото: Источник: wikimedia.org
Читай все статьи