Сайт использует файлы cookies для правильного отображения элементов. Если вы не выражаете согласия на использование файлов cookie, поменяйте настройки браузера.

Ok
Дмитрий Тужанский

Игра в «Монополию»: как Венгрия теряет независимые СМИ

За последние 8 лет Виктор Орбан преуспел во многом, но в работе со СМИ – особенно. Сегодня Венгрия – это уникальный пример государства ЕС, где правящая партия смогла взять под тотальный контроль практически все медиа-пространство страны.

Уроки истории

Виктор Орбан мог бы войти в учебники по политологии и пиару как талантливый политик-трендсеттер в ряду с Бараком Обамой или Джастином Трюдо. Ведь венгерский премьер – блестящий оратор, прекрасно понимающий, как работают современные медиа и отлично чувствующий себя «в эфире». Чего только стоят его видео-истории на Facebook. К примеру, одна из последних, где он выступает в роли личного водителя и экскурсовода Чака Норриса.

Однако роль СМИ Виктор Орбан понимает по-своему. Особенно после выборов 2002 года.

Тогда партия «Фидес» показала отличный результат, получив больше 41% голосов, но проиграла выборы. Виктор Орбан вынужден был уйти с поста премьер-министра, который впервые занял в 1998-м. Потом был также проигрыш на выборах в 2006-м и в этих двух фиаско венгерский лидер обвинял не только потомков советских коммунистов во главе с Ференцем Дюрчанем, но и СМИ, которые, по версии «Фидес», работали на их оппонентов.

Виктор Орбан прекрасно усвоил политический урок 8 лет в оппозиции, и поэтому одной из первых инициатив «Фидес» после возвращения ко власти в 2010 стал новый закон о СМИ. Принять его было проще простого, ведь партия Орбана имела 2/3 мест в парламенте.

Формулировки в законе были очень размыты, но суть сводилась к тому, что государственные СМИ должны работать в интересах тех, кто государство возглавляет в данный момент.

Именно так Виктор Орбан и понимает СМИ: не как независимую общественную институцию, четвертую власть и страж демократии, а как инструмент завоевания и удержания власти.

Медиа-монстр №1

Тогда новый венгерский закон о СМИ вызвал критику на уровне ЕС и не только, поэтому в итоге команде Орбана все же пришлось его немного переписать. Однако это не остановило создание под видом общественного вещания медиа-монстра власти.

Таким образом с 2011 года в Венгрии заработала новая структура под названием «Media Services and Support Trust Fund» или просто MTVA, которая объединила в себе 6 телеканалов, 7 радиостанций, 9 сайтов и главное информационное агентство страны МТI.

Объединенные под одной крышей государственные СМИ с тех пор работают в интересах, в первую очередь, правительства, поэтому и бюджет MTVA постоянно растет. К примеру, в 2017-м он составил 80 миллиардов форинтов (около 275 миллионов долларов).

Практически каждую пятницу Виктор Орбан дает большое интервью KOSSUTH Radio, которое входит в MTVA, а вот пробиться оппозиции в эфир общественного вещания порой очень непросто. Последний случай особенно показательный: охрана MTVA вытолкала из помещения 2 депутатов парламента, которые требовали предоставить им эфир, чтобы озвучить требования протестующих против нового трудового законодательства. Случилось это буквально 2 недели назад, 17 декабря

Наверное, даже не стоит уточнять, чем было заполнено большинство эфирного времени на государственных СМИ во время последней избирательной кампании в Венгрии? Правильно — Джорджем Соросом, мигрантами и необходимостью спасти страну от них.

Медиа-монстр №2

Однако в MTVA есть брат-близнец. Причем старший.

Еще до восхождения на венгерский политический олимп Виктор Орбан начал строить свою частную медиа-империю. Изначально этим занимался Лайош Шимичка – сосед Виктора Орбана по комнате в студенческом общежитии, а также политический союзник и фактически главный олигарх «Фидес» до 2014-го года.

Изначально в медиа-империю «Фидес» входили СМИ, которыми владел Шимичка, а именно Hír TV, газеты Magyar Nemzet и Metropol, Lánchíd Rádió и другие.

Также в эту империю в свое время вошли TV2, Origo, 888.hu и другие СМИ, но ими владели уже другие союзники Орбана, а именно 3 человека – друг детства, а по последним данным Forbes уже и самый богатый человек Венгрии Лоренц Мейсарош (Lőrinc Mészáros), консультант по пиару Арпад Хабонь (Árpád Habony) и кинопродюсер Эндрю Вайна (Andrew Vajna).

После конфликта между Шимичкой и Орбаном, именно эти трое стали формальными собственниками медиа-империи «Фидес». Управляет же ею бывший мер 5 округа Будапешта, а сегодня глава кабинета венгерского премьера Антал Роган, за что его часто называют «министром пропаганды».

Важный момент: на последних выборах СМИ Шимички работали против Орбана в пользу партии «Йоббик», но сразу после избирательной гонки бывший соратник венгерского премьера закрыл (Magyar Nemzet, Lánchíd Rádió), либо продал (Hír TV) свой медиабизнес. Кстати с лета 2018-го Hír TV вернулся в семью – снова транслирует правительственную позицию, а не поддерживает «Йоббик», как это было всего лишь полгода назад.

Возможно, самый важный шаг на пути создания главного медиа-монстра Виктора Орбана был сделан всего несколько недель назад.

28 ноября стало известно, что около 450 венгерских СМИ объединяются в рамках Central European Press and Media Foundation. Причем, в первую очередь, СМИ, которыми владеют близкие к «Фидес» люди.

Это прозвучит странно и, возможно, даже абсурдно, но собственники передали свои СМИ в управление созданного фонда абсолютно бесплатно. Его возглавил Габор Лизкай (Gábor Liszkay), который до этого руководил холдингом Mediaworks, принадлежащего Лоринцу Мейсарошу, а еще раньше – Magyar Nemzet, когда газета была лояльна к «Фидес».

5 декабря Виктор Орбан подписал распоряжение правительства, согласно которому создание Central European Press and Media Foundation имеет государственное значение, а поэтому не должно блокироваться антимонопольными органами. Вот так просто. Трудно даже представить, на что способен этот медиа-монстр …

Убрать конкурентов, точнее врагов

Параллельно с созданием медиа-монстров правящая команда Венгрии зачищала информационное пространство.

О СМИ, которые пришлось продать либо закрыть Лайошу Шимичке, упоминалось выше. Однако в этой связи больше внимания требует история газеты Népszabadság (Нийпсоботшаг), что в переводе означает «народная свобода».

8 октября 2016 года сотрудников, на тот момент, самой популярной оппозиционной газеты Венгрии не пустили на рабочие места. Издатель сначала обещал реорганизовать газету, но в итоге больше ни один ее номер не вышел. Кстати, издателем Népszabadság был упомянутый уже Mediaworks, который как раз тогда купил Лоринц Мейсарош. Судя по всему, закрытие Népszabadság было его первым решением как нового собственника.

В начале осени 2018 было ощущение дежавю, поскольку у одного из самых популярных интернет-ресурсов Венгрии Index также внезапно поменялся собственник и редакция публично заявила об угрозе «рейдерства» со стороны проправительственных сил. К счастью, Index пока еще продолжает работать независимо.

Вот только таких изданий сегодня в Венгрии можно пересчитать на пальцах. Независимые СМИ в Венгрии называют либеральными. Это как клеймо. И поскольку Виктор Орбан строит в Венгрии нелиберальную демократию, то и «либеральным» СМИ в стране, похоже, не место. Это мировоззренческий вопрос лично для Виктора Орбана.

Данная публикация была создана при финансовой поддержке Международного Вишеградского Фонда — www.visegradfund.org

Facebook Comments

***

Редакция «Eastbook RU» может не разделять точку зрения, изложенную в авторском материале.

Главное фото: Источник: facebook.com/orbanviktor
Читай все статьи